На главную
Помощь потребителю
    Защита прав потребителей — одна из самых злободневных и актуальных тем современных рыночных отношений. Несмотря на созданную законодательную базу, гарантирующую потребителям защиту их прав и интересов, количество случаев продажи некачественного товара или недобросовестного выполнения услуг по-прежнему достаточно велико, и причиной тому отчасти является недостаточная правовая осведомленность.
    В данном разделе будут рассмотрены права потребителей и основные законодательные акты, регулирующие их соблюдение; типичные ситуации, которые возникают у покупателей при приобретении ими товаров ненадлежащего качества; порядок и примеры написания заявлений и жалоб в случае покупки некачественного товара или оказания некачественной услуги; перечень предприятий-нарушителей и недоброкачественных товаров; экспертиза товаров; а также многие другие вопросы.

         Права потребителей
    Защита прав потребителей регулируется законодательством, которое состоит из Законов Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», «Об обращениях граждан», «Об охране здоровья граждан», «О качестве и безопасности пищевой продукции», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «О метрологии» и других.
    Кроме того, на защиту прав потребителей нацелены правила продажи товаров и оказания услуг, утвержденные Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Они охватывают широкий спектр взаимоотношений потребителей с производителями, продавцами продукции, исполнителями, оказывающими услуги.

      Потребители имеют право на:

-получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце);
-свободный выбор и надлежащее качество товара (работы, услуги);
-безопасность товара (работы, услуги);
-возмещение в полном объеме материальных убытков, морального вреда, причиненных товаром (работой, услугой) с недостатками, опасными для жизни, здоровья и имущества, а также неправомерным действием (бездействием) изготовителя (исполнителя, продавца);
-обращение в суд, другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов;
-создание общественных объединений потребителей.

         Когда нужна экспертиза
   Существует много ситуаций, в которых между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) могут возникнуть спорные моменты относительно качества приобретенного товара или выполненной услуги. В этом случае потребитель вправе инициировать экспертизу товара/услуги, обратившись с претензией либо к продавцу, либо провести собственную независимую экспертизу, уже самостоятельно выбрав экспертное учреждение.
   Результатом работы эксперта будет экспертное заключение или отчет с фотографиями, на усмотрение заказчика. Эти два документа имеют одинаковую юридическую силу, являясь необходимыми для подачи искового заявления в суд, а также для мотивированного ответа покупателю на его претензию. Экспертное заключение будет необходимо и самому покупателю, если он не согласен с результатами экспертизы, проведенной продавцом (изготовителем, исполнителем), или если продавец по каким-либо причинам не может провести экспертизу своими силами. Кроме того, экспертиза проводится по определению суда.
   Потребитель также имеет право присутствовать при проведении экспертизы товара или направить своего представителя — эксперта-специалиста, который сможет удостовериться в правильности и обоснованности заключения. И этим правом, несомненно, нужно воспользоваться, указав в претензии Ваше желание участвовать в проверке качества товара.
   При обнаружении экспертом наличия в товаре брака производителя или установления факта недобросовестного выполнения услуг, расходы по проведению независимой товарной экспертизы должны быть компенсированы потребителю продавцом в полном объеме.

         Куда обратиться
   При нарушении прав,  потребителю  необходимо   немедленно   обратиться с (устной или письменной)   претензией  к должностному лицу предприятия. Таким лицом может быть заведующий секцией, отделом, директор магазина, заведующий ремонтной мастерской или другое ответственное лицо. Зачастую, этого бывает достаточно для восстановления прав потребителя.
   Если потребителем приобретен некачественный товар, не отвечающий стандартам, или его эксплуатация по каким-либо причинам невозможна, то потребитель имеет право возвратить этот товар по месту его покупки или изготовления, предъявив документы по факту покупки товара и потребовав замены товара надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков, расторжения договора с возмещением убытков. Законные требования потребителя, бесспорно, подлежат удовлетворению.
  В случае отказа продавца (исполнителя, изготовителя) по устному требованию потребителя удовлетворить его права, необходимо написать претензионное письмо. Письмо излагает суть претензии, указываются факты и требования потребителя по защите его прав в установленном законодательством порядке. Письмо должно содержать требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обращаться в соответствующие органы, а также в суд и требовать, кроме защиты его нарушенных прав, возмещения материального и морального ущерба.
    За защитой потребитель имеет право обратиться в Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции (Госкомдемонополизации) или его территориальные органы, которые осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, другие специально уполномоченные органы по защите прав потребителей, местные органы власти (хокимияты) или непосредственно в суд.
   Кроме того, действует система общественной защиты прав потребителей — Федерация обществ защиты прав потребителей республики, общества защиты прав потребителей в областях, районах и г. Ташкенте.
   Защита потребителей по вопросам безопасности продукции, процессов работы и услуг для жизни, здоровья и имущества населения, окружающей среды, ресурсосбережения или стандартизации, кроме антимонопольного органа, осуществляется специально уполномоченными государственными органами: Узстандарт, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, другими органами государственного управления, осуществляющих в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.
  Потребитель вправе обратиться непосредственно в судебные органы, в случае нарушения его прав и для возмещения морального и/или материального ущерба, которые определяются судом. Иски предъявляются по месту нахождения ответчика, потребителя или по месту причинения ущерба. При этом потребители, согласно существующему законодательству, освобождаются от уплаты госпошлины.