На главную
Как ИКТ могут повысить эффективность ЖКХ

Информационно-коммуникационные технологии имеют большой потенциал для повышения эффективности сектора жилищно-коммунального хозяйства. О том, что делается в этом направлении в Узбекистане, ICTNEWS рассказали в пресс-службе Кабинета Министров.

– Сектор ЖКХ, который является одним из важнейших секторов экономики, в то же время считается одним из самых сложных. Несмотря на развитие отрасли, остаются нерешенные вопросы: население жалуется на работу коммунальных служб, требуется решение вопросов сверхнормативных расходов, дебиторской задолженности и не всегда верно начисленных задолженностей. Каковы, по вашему мнению, основные причины сложившейся ситуации?

– Основные проблемы возникают по причине затянувшегося перехода от административно-распределительной системы к рыночной, т.е. с самоуправлением. Прошедшего с момента обретения страной независимости времени, судя по всему, оказалось недостаточно для того, чтобы переломить сознание людей. Большинство граждан не до конца понимают ответственность за владение жильем, сути объединения собственников в товарищества, по старинке думают, что, как и раньше, ЖЭК должен все ремонтировать, причем бесплатно. Стоит отметить, что создана эффективная нормативно-правовая основа для взаимодействия участников процесса, определены права и обязанности жильцов, товариществ и аварийно-ремонтных служб. Будем надеяться, что в скором времени все процессы заработают эффективнее в пользу потребителей услуг, в том числе и с помощью интернета.

– Что предпринято и предпринимается в Узбекистане для решения вышеперечисленных проблем?

– В первую очередь надо вести разъяснительную работу на местах о правах жильцов в отношениях с товариществами собственников жилья, показывая зону ответственности собственников жилья и разграничивая ее от зоны ответственности государственных органов. В том числе это необходимо делать и через интернет, отвечая на вопросы собственников жилья и оказывая им содействие в решении вопросов и проблем, возникающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

– Как информационно-коммуникационные технологии могут помочь решить проблемы в секторе ЖКХ и повысить его эффективность? Какие ИКТ-проекты реализованы и будут реализовываться в данной отрасли?

– Сегодня в каждой организации, даже самой мелкой, учет и бизнес-процессы компьютеризированы, тем более если речь идет о крупных компаниях – поставщиках коммунальных услуг. В каждой такой компании имеется база данных пользователей с элементами биллинга. К сожалению, все БД различаются и имеют разные форматы и возможности представления данных. Это, в свою очередь, затрудняет передачу данных сторонним службам и обмен данными между информационными системами. Прежде чем думать о биллинге или об оплате через интернет, необходимо синхронизировать базы данных разных организаций, это гигантская задача с учетом переименований улиц, купли-продажи квартир, неверно написанных фамилий и множества других факторов. Самая точная база жильцов имеется у служб кадастра, она и взята за основу унификации баз данных организаций при создании Портала коммунального хозяйства и жилищного фонда E-Kommunal.uz.

– Одной из сложностей в секторе ЖКХ является отсутствие механизма ежемесячного снятия показаний приборов учета. Другой проблемой, как уже отмечено, – отсутствие централизованной базы данных абонентов коммунальных служб. Какие работы ведутся в этом направлении?

– В этом вопросе ситуация немного отличается от изложенной вами. Такими большими поставщиками услуг, как «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз» реализовано несколько пилотных проектов по внедрению приборов учета потребления коммунальных услуг в Ташкенте, с которых можно снимать показания удаленно. Проекты в настоящее время пилотируются успешно, в рамках данных проектов проводятся необходимые эксперименты. Насколько нам известно, их показатели положительные. Под конец года завершатся несколько таких пилотных проектов, по итогам которых будут приняты решения о внедрении приборов учета потребления коммунальных услуг повсеместно в целях автоматизации предоставления коммунальных услуг.

Что касается централизованной базы данных абонентов, вы отчасти правы. Но говорить, что в этом направлении ничего не делается, нельзя. В рамках правительственных поручений в начале года по инициативе Кабинета Министров Республики Узбекистан было проведено несколько семинаров, пресс-конференций и рабочих совещаний, в результате которых был принят ряд документов, в которых определены задачи для государственных органов. На данный момент коммунальными службами и вышестоящими государственными органами ведутся работы по разработке нормативной и технической документации для создания единой базы данных и биллинг-системы. Реализация и создание данной биллинг-системы позволит предоставлять интерактивные услуги в одном информационном пространстве.        

– В Ташкенте реализуется пилотный проект «Единая автоматизированная система учета потребителей коммунальных услуг». На какой стадии он находится?

– В рамках выполнения данной задачи хокимиятом Ташкента был реализован пилотный проект по созданию Единой автоматизированной системы учета потребителей коммунальных услуг в Мирзо-Улугбекском районе. Данная задача выполнена Центром UZINFOCOM при поддержке хокимията Ташкента и коммунальных служб. В процессе создания данной системы была выявлена масса нюансов, в результате которых были определены подходы к созданию данной системы повсеместно. В ходе проекта определены задачи и правильная концепция реализации проекта. На данный момент, как уже отмечено, ведутся работы по подготовке проектов документов.  

– Не секрет, что необходимость предоставления различного рода справок для получения тех или иных услуг создает неудобства для граждан, вынужденных тратить время на сбор этих справок в разных инстанциях. Планируется ли изменение или упрощение этого механизма в будущем, в том числе благодаря широкому внедрению ИКТ, созданию централизованных баз данных, внесению поправок в законодательство?

– Конечно, можно сказать, не планируется, а точно является целью автоматизации управленческих процессов коммунальных служб и государственных органов, ведущих деятельность в сфере ЖКХ, создания единой биллинг-системы коммунальных служб. Это подразумевает предоставление массы различных интерактивных услуг населению и субъектам предпринимательства.

Надо осознавать, что эта работа непростая и нелегкая, естественно, за один день это не реализуется. Необходимо спланировать каждое действие по очередности и по возникающим требованиям, внести соответствующие изменения в законодательные акты. Все эти задачи – в процессе реализации.

Добавим, что получение разного рода справок планируется внедрить в рамках запущенного в тестовом режиме 1 июля Единого портала интерактивных госуслуг, к работе с которым подключены 100 госорганов, а также через портал E-Kommunal.uz.




Все новости